В помощь педагогам

 

Из опыта работы: «Поликультурное воспитание

как средство развития любознательности

 и творческого мышления»

                            Подготовила:

воспитатель 2 категории

Слепцова Л.С.

 

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.

  Способность  ребенка ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческого мышления . Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы малыша возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер.

  Ребенок старается все увидеть, хочет многое узнать и понять, т. е.            проявляет  большую любознательность. Он всюду «лезет», задает массу вопросов, часто мешая и надоедая взрослым. Его интересует все: «А как это сделали?», «А почему она плачет?», «Куда спряталось солнышко?», «Как называется этот цветок?».

  Когда мы даем знания детям о чем-то новом, не известном, то конечно, у детей возникают вопросы : «А где?», А почему?», »А кто это?» и др.

 Передо мной стоит задача сделать все,  чтобы у  ребят все время возникали вопросы, было  им интересно  , когда  мы проводим работу по поликультурному воспитанию.

   Мной были проведены занятия с детьми на темы : » Наши соседи» ,где мы говорили  с детьми  о том, что люди могут дружить не только друг с другом , а целыми народами (Китай, Россия и Беларусь), «Давай совершим путешествие», где детям  предоставилась  возможность сочинить сказку-путешествие  с использованием планшета про Китай и китайских кукол из «Музея трех культур». Здесь ребята проявили творческое мышление и любознательность.

   В работе я использую этюды и упражнения, которые  направлены на:

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас – «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

  На занятиях использую  художественное слово: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе народов , рассказы зарубежных авторов и сказки народов Китая ,России и Белоруссии. Мною собран материал, где есть белорусские, китайские, русские народные сказки, игры, пословицы и поговорки о дружбе, о дружбе народов.

  Продуктивный вид деятельности для развития творческого мышления  – ИЗО .  На занятиях использую  художественное слово: стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе народов , рассказы зарубежных авторов и сказки народов Китая ,России и Белоруссии. Мною собран материал, где есть белорусские, китайские, русские народные сказки, игры, пословицы и поговорки о дружбе, о дружбе народов  Мной была организована  экскурсия в «Белорусскую хатку», где у ребят возникло очень много вопросов. Занятия по поликультурному воспитанию детей я стараюсь проводить в «Музее трех культур».

  Работа по поликультурному воспитанию  детей  предполагает тесное сотрудничество воспитателя  и родителей. Родителями приобретены книги ,энциклопедия, тематические наглядные пособия про Китай .

  Конечно, дети – это маленькие проказники ,и я стараюсь создавать условия для развития любознательности и творческого мышления в группе. И чтобы   в нашей группе царила дружеская, комфортная атмосфера.

 

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, им не интересно то, что происходит у нас на занятиях. Учителя начальных классов тоже говорят об отсутствии у детей любознательности, угасание интереса к познанию нового. С.Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:

Он взрослых изводил вопросом "почему?".

Его прозвали "маленький философ".

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "почему?".

 

Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.

 

  

Из опыта работы:

«Музейно-педагогические, методические аспекты в работе с детьми дошкольного возраста. Оформление этнографического (краеведческого) уголка в УДО (принципы построения, атрибуция и хранение)»               

Подготовила:

воспитатель 2 категории

Слепцова Л.С.

 

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский, Н. А. Рыжова) придавали огромное значение образовательной и развивающей функциям музеев.

Образовательная функция предполагает развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы. Развивающая - развитие интеллектуальных чувств, памяти, обогащение словарного запаса.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенной.

 

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.

Работа по созданию мини-музея

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Практический этап.

 Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

Подведение итогов.

 Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини- музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода ( и взрослого и дошкольника) с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы сюжетно-ролевой или творческой игры в «экскурсовода» или в «музей» четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность образования , психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, его огромные возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир.

«Семейные коллекции»* в средней дошкольной группе

 Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

расширить представления о содержании музейной культуры;

создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;

познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, белорусскими традициями и промыслами;

развивать чувство гордости за достижения своей страны.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

План работы по созданию мини-музея в ДЕТСКИЙ САД

  1. Реализация направления «Музейная педагогика».
  2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДЕТСКИЙ САД.
  3. Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее.
  5. Расширение кругозора у дошкольников.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Виды оформления мини-музея:

 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).

 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).

 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Формы работы в мини-музее

  1. Мини-беседы с детьми.
  2. Экскурсии для детей и родителей.
  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
  5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
  6. Творческие игры, образовательные путешествия.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Исследовательская деятельность, экспериментирование.
  9. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

 

  

 Из опыта работы "Музейная педагогика как средство приобщения к миру музейных ценностей"

Подготовила:

воспитатель 2 категории

Слепцова Л.С.

 

                                                           

Презентация «Музейная педагогика как средство приобщения к миру музейных ценностей »

 (Выступление из опыта работы)

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

Обогатить предметно-развивающую среду группы;

Расширить кругозор и познавательную активность детей;

Включить родителей в образовательный процесс.

Работу по созданию нашего  мини-музея «Чашка чая» мы разделили на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения.

 Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось , что дети не имели представления о чае, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью. Дети захотели узнать, как растет чай ,какие сорта есть чая, где он растет и т.д. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей «Чашка чая» (по трем странам  (Россия, Белоруссия и Китай).

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Родители очень активно принимали участие в пополнении экспонатов нашего мини-музея . Коробки ,банки, травяные сборы ,засушенные ягоды –все это собиралось в течении несколько месяцев . Пополнение экспонатов музея происходило постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и принесение новых (чашки из разных материалов, разных стран ). А также мини-музей пополнялся информационным материалом. Собраны папки с конспектами занятий и экскурсий по разным возрастам, чайные пословицы, поговорки, игры, сказки и загадки про чай и чаепитие в  странах Белоруссии, России и Китая . Изготовлены дидактические игры «Cобери гусеницy » и «Узнай по запаху» ,разрезные картинки «Тульские современные самовары». Создан паспорт мини-музея «Чашка чая».

Работу в мини-музее  я  старалась строить  по-разному. Проходили беседы с детьми о том, как выращивают чай в разных странах, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео. На занятии по искусству дети делали аппликацию «Чашка чая». На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о чае, читали стихи, рассказы писателей.

 Моя задача была  не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту.

Музей стал для нас источником вдохновения. Вместе с родителями собраны экспонаты   современных и старинных русских самоваров разных лет .По ознакомлению детей с новыми экспонатами мною было проведено открытое занятие «Экскурсия в мини-музей «Чашка чая», где не только я , но и дети были экскурсоводами, читали пословицы и поговорки , рассказывали легенды ,смешные истории . Когда экспонат интересен детям, становится своим  и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Я осознаю, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению воспитателя, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: воспитателя, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться.

Считаю, что наши мини-музеи, которые созданы в нашем дошкольном учреждении играют большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть