Экологическое воспитание

Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес)

22.11.2023

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам, взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья опали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ничто не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений ребёнок учится думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям: много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру«Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметили муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки общаются с природой и ребёнком«Смотри как красиво!»«Какой сегодня белый, пушистый снег!»«Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку«Много снега, много хлеба»«Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят«Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вместе с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другое живое существо, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

 

 

свернуть

Природа в воспитании добрых чувств у детей

04.09.2023

Мы живём в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизора забиты фильмами об убийстве, жестокости и насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложиться на плечи родителей.

В воспитании характера всё важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремиться воспитывать своего ребёнка ласковым, честным и добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

Что такое доброта? «Доброта» - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику – значит быть добрым человеком.

Доброта и доброжелательность – это два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым и справедливым.

Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания. Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление нетипичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ. Да, добру надо учить!

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, в беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.

Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие в воспитании доброты. Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных и растений.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Недаром как величайшая мудрость передаётся от века к веку истина: хорошо воспитать ребёнка – значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать её во имя будущего.

Любовь к Родине – великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы.

С раннего детства ребёнок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывания на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

Научить любви к живому – значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Однако, следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребёнка, где ребёнок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребёнок стремиться утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.

Очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное - необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да на природе, на даче, животные не помеха. Но если вы твёрдо знаете, что не возьмёте его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы отказать ребёнку сразу. Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.

К. Г. Паустовский писал: «единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью».

Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.

 

Список использованной литературы

  1. Зинина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.

  2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.

свернуть
Меню раздела