Советы учителя-дефектолога

Памятка для родителей «Что нужно знать о речевом негативизме»

08.11.2022

 

В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года.

Родители начинают замечать, что их ребенок отстает от сверстников в речевом развитии. В детском саду педагоги также постоянно говорят о том, что малыш плохо говорит. Часто родители приходят к выводу, что ребенок ленится. А если он ленится, то нужно активно заниматься и изгонять эту лень. Ответственные родители с самыми лучшими намерениями начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова. А ребенок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:

  • в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать;
  • делает вид, что не слышит;
  • использует в основном жесты;
  • закрывает уши, когда ему читают;
  • проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать книжки.

Подобные проявления являются признаками речевого негативизма.

Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация?

  1. Сходить на консультацию к логопеду.
  2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п.
  3. Играть с ребенком в простые игры в непринужденной форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), т.к. малыш не может долго концентрировать внимание. Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребенка. Он должен хотеть играть в них. Например: «Смотри малыш, это киса. Киса мяукает: мяу-мяу» или «А где наша ляля? Ляля идет: топ-топ».
  4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребенка, но не просить повторить. Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребенку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь. Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим.
  5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов.
  6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки).
  7. Искренне хвалить ребенка за каждое достижение. Самая главная наша задача – вызвать у ребенка желание говорить.

 

Материал с сайта - https://nsportal.ru/

свернуть

Игры и игровые упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная)Послушайте слова«лес»«лесник»«лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка.Белка просит:

- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает,а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик.

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.

Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для того, чтобы рассказ про осень получился образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью-

Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью-

Туча осенью- Куртка осенью-

Дождь осенью- День осенью-

Лес осенью- Утро осенью-

Аллея осенью- Роща осенью-

Погода осенью- Парк осенью-

Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).

Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.

Источники:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-svjaznoi-rechi-detei-starshei-grupy.html
свернуть

Как развивать речь ребенка дома?

 

Работа над образованием множественного числа имен существительных

Здесь нужно обязательно отработать разные типы окончаний   имен   существительных   множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создает трудности.

Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок — во множественном.

Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа.

Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» ряд картинок (стол — столы).

 

Стол-столы,                                         стул-стулья

Шкаф-шкафы,                                     глаз-глаза

Грач-грачи,                                          рука-руки

Стул-стулья                                         нога-ноги

Ухо-уши                                              река-реки

Ухо-уши                                              дерево-деревья

 

 

 

Как видим, в существительных типа ПОРОГ-ПО­РОГИ при образовании множественного числа полно­стью сохраняется основа слова. В словах же типа НО­СОК-НОСКИ и ДЕНЬ-ДНИ происходит выпадение гласного звука в корне слова, а в существительных УХО-УШИ имеется чередование согласных.

На эти способы образования множественного числа нужно об­ратить особое внимание, а поэтому здесь необходимо большее число повторений.

 

Работа над согласованием существительных с числительными

Здесь особенно важно помочь ребенку овладеть много­образием окончаний имен существительных при их со­четании с числительными. В ходе упражнений взрос­лый произносит сочетание существительного с числи­тельным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числи­тельным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь» и т.д.). Приводимые ниже словосочетания сгруппирова­ны по принципу сходства окончаний имен существи­тельных. Начать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

 

Один дом — пять домов

Один стол — пять столов

Один шарф — пять шарфов

Один жук — пять жуков

 

Одна майка — пять маек

Одна ручка — пять ручек

Одна бочка — пять бочек

Одна точка — пять точек

Одна кошка — пять кошек

Одна мышка — пять мышек

Одна конфета — пять конфет

 

Один цыпленок — пять цыплят

Один теленок — пять телят

Один жеребенок — пять жеребят

Один тигренок — пять тигрят

Один котенок — пять котят

Один мышонок — пять мышат

Один утенок — пять утят

Одна шляпа - пять шляп

 

Одна пуговица — пять пуговиц

Одна рукавица — пять рукавиц

Одна мыльница — пять мыльниц

Одна сахарница — пять сахарниц

Одна салатница — пять салатниц

 

Один гусь — пять гусей

Один плащ — пять плащей

Одна мышь — пять мышей

Один олень — пять оленей

Один карандаш — пять карандашей

 

Один заяц — пять зайцев

Один палец — пять пальцев

Одно платье — пять платьев

 

Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребенок сможет в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся здесь имен существительных. Например, по аналогии с соче­танием ПЯТЬ ТЕЛЯТ он сможет правильно сказать и ПЯТЬ ОЛЕНЯТ, ПЯТЬ СЛОНЯТ, ПЯТЬ ВЕРБЛЮ­ЖАТ и т.д.

 

Работа над согласованием прилагательных с существительными.

 

Здесь  важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилага­тельных при их согласовании с именами существи­тельными.   Эти   окончания  будут  различными  при согласовании   прилагательных   с  существительными мужского,  женского и среднего рода,  а также при согласовании   с   существительными   множественного числа.  По этой причине в ходе упражнений важно учитывать   род   и  число   имен  существительных.   В первых трех примерах каждого столбика окончания имен прилагательных слышны совершенно отчетли­во,  так как на них падает ударение (БОЛЬШАЯ, ГОЛУБАЯ, ЛЕСНАЯ). В последних двух примерах каждого  столбика эти  окончания  находятся  в без­ударном положении (СЛАДКАЯ,  КРАСНАЯ).  Од­нако и в этом последнем случае главное  —  чтобы ребенок сказал КРАСНАЯ РОЗА, а не КРАСНЫЙ РОЗА.  Можно начать с  «оречевления» картинок.

 

Большая река

Голубая лента

Лесная малина

Сладкая конфета

 

Большое море

Голубое небо

Лесное озеро

Сладкое пирожное

Красное платье

Красная роза

Большой ручей

 Голубой шарф

Лесной орех

Сладкий арбуз

Красный мак

Большие моря

Голубые шары

Лесные цветы

Сладкие конфеты

Красные гвоздики

 

 

Ребенку можно предложить поиграть в «красное», «сладкое» или «лесное». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина, какая?» Ребенок: «Лесная». Взрослый: «А орех, какой?» Ребенок: «Лесной».   Взрослый:   «А  озеро,   какое?»   Ребенок: «Лесное» и т.д.

В дальнейшем можно, наоборот, предлагать ребенку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребенок должен подобрать подходящие су­ществительные. Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребе­нок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имён прилагательных.

Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры (в особенности групповые), в ходе которых ребёнок должен подобрать как можно больше признаков к предмету. Речь его будет богатой, образной.

Приёмы работы по отработке относительных прилагательных. Предварительно ребёнку нужно объяснить, что если какой- то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа- то железный, и т.д. После этого можно переходить   к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок образует соответствующее прилагательное. Например: «Этот стакан сделан из стекла. Какой он?» (Стеклянный). Чтобы ребёнку было легче понять смысл задания, вначале лучше дать несколько таких примеров, когда один и тот же предмет бывает сделан их разного материала. Например: «Ложка из дерева- деревянная, из олова- оловянная, из серебра-  серебряная.  

 

Работа над правильным употреблением предлогов.

 

Здесь прежде всего важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять в своей речи. Ребенку постепенно объясняют, что НА — это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); В — это означает внутри чего­-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); ПОД — внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); НАД — вверху над чем-то, как бы в воздухе (над сто­лом, над тумбочкой, над шкафом); ОКОЛО — рядом с чем-то (со столом, с тумбочкой, со шкафом); ЗА — как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбоч­ки, шкафа); ПЕРЕД — впереди чего-то (впереди сто­ла, тумбочки, шкафа). Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается на­глядным и неоднократным показом на конкретных предметах.

Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значе­ния предлогов, ему предлагается молча выполнить та­кие, например, поручения: положить книгу (ложку, чашку и пр.) на стол, в тумбочку, в шкаф, на подокон­ник, на диван, в стол и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребенком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребенком.

В ходе этих упражнений ребенок отвечает на во­просы взрослого, стараясь при этом правильно упот­реблять в своей речи предлоги. Взрослый, например, спрашивает: «Где лежит книга?» (существительных, употребленных с одним и тем же предлогом («на столе», но «на местоположение книги постоянно меняется). Ребенок отвечает, что кни­га лежит НА столе, В шкафу, В тумбочке, НА полу и т.п. Примерно так же отрабатываются и все осталь­ные предлоги. Обращается внимание на различие окончаний полу»).

В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладется то НА книгу, то ПОД кни­гу, то В книгу, то ПЕРЕД книгой, то ОКОЛО книги, то удерживается НАД  книгой  и т.п. Ребенок должен ка­ждый раз говорить, где находится карандаш, употреб­ляя при этом нужный предлог.

Пока мы говорили только о так называемых про­странственных предлогах, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги, уп­ражняя ребенка в правильном употреблении при этом окончаний имен существительных. Например, ребенку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. В этом для начала помогут приводимые ниже картинки, которые «оречевляются» следующим образом: С конфетами С лимоном

С пирожными             С вареньем

С сахаром                    С вафлями

С медом                        С джемом и т.д.

Далее ребенку можно предложить такие, например, вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?» (с мас­лом, сыром, колбасой, ветчиной, икрой, рыбой и т.д.). «С чем можно сварить суп?» (с мясом, рыбой, макаронами, грибами, фасолью, вермишелью, овощами? и пр.). «Из чего можно сделать игрушки?» (из дерева,; ваты, картона, пластика, металла, меха, ткани, пластмас­сы, кожи, стекла и т.д.).

Все обращения ребенка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение.

Так, если ребенок, выражая просьбу, протягивает руку к какому-нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить ее словесно: «Тебе киску дать? Скажи: дай киску».

Если ребенок молча подходит и выставляет ногу, всем своим видом показывая, что ему надо надеть ботинок, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребенка, лучше предложить сказать ему, что нужно: «Скажи, что тебе нужно».

Полезно давать детям поручения и  такого рода: «Витя, пойди попроси у мамы носовой платок, скажи «дай платок» и принеси его мне». После того, как ребенок выполнит поручение, надо, особенно во втором полугодии второго года жизни, спросить, что он принес, куда ходил, где взял.

Слова, которые ребенок слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Надо использовать любую возможность для развития речи ребенка.

Так при подготовке к завтраку, обеду или ужину, при  кормлении малыша следует называть свои действия, предметы, которые ставятся на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы, это маленькая чашечка для Танечки» Через некоторое время малыш, подражая взрослым, будет и сам говорить эти слова, ставя посуду на стол.

Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на которые взрослый первое время  отвечает сам. Разбирая кроватку  ребенка, спросить его: «Куда Алеша сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам, у него будут вытеснять из речи упрощенные слова.

Вызвать речевую активность  можно и следующим образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» такие провоцирующие вопросы вызывают  у ребенка желание поправить взрослого, назвать предмет правильно.

Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, собираясь на прогулку, бесполезно говорить с малышом об игрушках. Лучше обратить внимание на то, что надо надеть кофту, шапку, сапожки и т.д.

На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, таких привлекательных для него предметов. Вот малыш увидел автомобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, она едет, гудит, что она красного цвета. А дома после прогулки спросить, что он видел на улице. С ребенком можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он уже хорошо знает. Это развивает не только речь, но и память.

Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных или глаголов, но и других частей речи. На третьем году жизни дети могут усвоить некоторые качества и свойства предмета – круглый, мягкий, твердый. Поводом для знакомства  малыша с новым качеством предмета может быть  любая ситуация.

Так, укладывая дочь спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у куклы кроватка маленькая».

Указывая на величину, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом, чтобы ребенок видел их: где большая чашка, где маленькая, где большая ложка – где маленькая.

Следует ребенку указывать и на цвет предмета. Дочери купили новое платье. Мать ей говорит: «Какое красивое платье у Светы. Красное!».

Для формирования речи на третьем году жизни важное значение приобретает развитие ориентировки в пространстве. Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, начинается пора бесконечных вопросов: «Что? Почему? Зачем?» Вопросы ребенка недолжны оставаться без ответов. Получив ответ, малыш чаще обращается к взрослым, что в свою очередь развивает его речь.

На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты, мебель, т.е. те предметы, которые он постоянно видит, которыми пользуется. Однако он еще не всегда знает, как эти предметы называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. 

Взрослые должны не только называть окружающие ребенка предметы, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества. «Это лопата. Ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар».

Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении  он включит эти слова в свой активный словарь.

Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем он нужен.

Словарь ребенка этого возраста довольно беден прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму.

Вот вы принесли из магазина покупки. Не надо торопиться выкладывать их на стол. Это надо сделать вместе с дочерью или сыном. Вынимая из сумки, например, овощи, надо спросить: «Что это? Какого цвета? Какой формы?»

Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, сто изображено на картинке, какого цвета, размера, формы    предмет. Если ребенок не знает, то назвать должны сами взрослые. Если на картинке изображено несколько одинаковых предметов, но разные по величине или цвету, то надо спросить, похожи ли предметы, чем отличаются. 

Так ребенок будет не только запоминать и усваивать величину и цвет предмета, но и научится сопоставлять, сравнивать, объединять сходные предметы.

Расширению  словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка.

Так взрослый, рассказывая, что  он делает, одновременно обращается к ребенку с вопросами: «Сейчас мы построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков будет строить стены?» 

Все это будет формировать у ребенка коммуникативные необходимые  навыки.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет  расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет.

Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения,  и другие интересующие  ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать  и называть  не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь  понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно  употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе  и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:

               Падают, падают листья,

              В нашем саду листопад.

              Желтые, красные листья

              По ветру вьются, летят…  

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или  твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно.

Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить.

Так незаметно для себя ребенок знакомится  с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их. Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка эмоций, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов восполняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит от того, что он переполнен впечатлениями и мысли опережают слова. Плохо, если такая форма выражения станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными и малопонятными словами: изысканный, банальный и пр. Это слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как  дети  с легкостью «жонглируют»  умными словами, то у ребенка появляется привычка говорить, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие (вербализм).

Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Подбери определения» -  например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); вечер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить) и т.п.

хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать  при этом законченной. Очень нужна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается  целая система упражнений, направленная на:

ü      подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

ü      отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;

ü      договаривание предложений с антонимами;

ü      составление предложений со словами-синонимами;

ü      объяснение и сравнение значений слов;

ü      рисование на тему многозначного слова;

ü      нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках

 

 Используемые источники:

1.https://yandex.by/search/?text=как+развивать+речь+ребенка+дома&lr=21193&clid=9582

свернуть