Мини-музей в учреждении дошкольного образования

Мини-музей «Беларуская хатка»  

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Мини-музей в детском саду – отличная альтернатива, тем более что в последнее время в каждом уважающем себя дошкольном учреждении насчитывается один, а то и несколько мини-музеев. Наш детский сад – не исключение. В 2011 году был открыт мини-музей «Беларуская хатка».

С чего все начиналось

Мини-музей в нашем детском саду родился с маленькой выставки, посвященной предметам быта. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду. Весь коллектив детского сада активно собирал экспонаты у своих родственников и знакомых. Постепенно в это дело втянулись родители. После этого возникла необходимость привести все собранное «богатство» в надлежащий вид. В результате получилась уютная «беларуская хатка». На данный момент оформлены многочисленные экспозиции.

Направленность мини-музея:

эстетическое, речевое, познавательное, социально-нравственное и личностное развитие.

Направление: этнография, белорусское народное творчество.

Цель: возрождение в воспитании детей дошкольного возраста патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю; знакомство с культурными традициями белорусского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

  • включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
  • обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
  • способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  • формировать чувство любви к родине на основе изучения белорусских народных традиций;
  • раскрыть посредством предметов, экспонатов выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей родины.
  • знакомить с белорусским народным фольклором.
  • развивать личностные качества воспитанников средствами музейной педагогики.
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Деятельность мини-музея

  • в мини-музее проводятся занятия по патриотическому воспитанию и приобщению детей к национальной культуре Беларуси;
  • организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства;
  • детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи вышитую игрушку – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

Формы работы в музее:

  • театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);
  • ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);
  • образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Мини-музей расположен в отдельном помещении.

Экспозиция «Красный угол»

В музее есть настоящие старинные вещи, а  также макеты-конструкторы для постановки и игры. В белорусской хате всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжествен ный, праздничный. Вся жизнь была ориентиров ана на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничал и, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами. Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»).

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

1

Абраз

1

временно

2

Ручнік - набожнік

1

временно

 

Экспозиция «Музыкальные инструменты»

Первые белорусские (славянские) народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены в Беларуси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

1

Гармонь

1

временно

2

Трашчоткі

2

постоянно

 

Экспозиция «Утварь и посуда»

В древние времена посуду в Беларуси изготавливали из глины, дерева, древесной коры, металла, применялась также технология плетения из лозы, соломки, луба и т.д. При археологических раскопках на территории Великого княжева Литовского были обнаружены фрагменты и детали деревянной и глиняной посуды, относящиеся к периоду X-XII вв. Это были большие деревянные блюда до 45 см. в диаметре, на которых подавали на стол пироги, мясо, рыбу и другую еду. Для супов, бульонов и похлебок использовались большие деревянные миски, из которых ела вся семья. Находили также и маленькие "индивидуальные" миски. Готовили еду в горшках - глиняных или металлических. Имелась в Беларуси и деревянная тара для хранения различных сельскохозяйственных продуктов. Большие бочки, которые назывались «всыпище», применялись для хранения зерна. С этой же целью использовались кадушки. В таких посудинах также квасились и сохранялись капуста, соленые огурцы, моченые яблоки и прочее. Для хранения мясных продуктов использовался «кубелец». Иначе его называли «кублик или сальник». По форме он напоминал кадушку, но имел еще крышку. Аналогичная емкость, но больших размеров, именовалась «кубел» и была предназначена для хранения одежды. Посудина же для замачивания белья в растворе золы (ее тогда использовали вместо мыла) называлась «жлукта».

Делали в Беларуси различные емкости из березовой коры. Наиболее распространенные из них так и назывались – «берестянки». Берестянка – это небольшой бочонок с крышкой, который использовался для хранения меда, круп, приправ и других продуктов. Изготавливалась берестянка из скрутка бересты, концы которого закреплялись фигурным соединением «в замок». Иногда на стенках бочонка процарапывался несложный орнамент, чаще всего состоящий из колец с точкой посередине. Ученые считают, что этот орнамент сохранился еще со времен железного века и символизирует животворное солнце. Кроме берестянок из коры изготавливали также табакерки, емкости для соли и т.д.

В белорусском народном быту широко использовали тару, сделанную плетением. В качестве материала для этой цели применяли луб (липовая кора с волокнистой внутренней частью), солому, камыш, лозу. Из луба делали короба – большие емкости для переноски продуктов и корма для животных, хранения зерна, сбора грибов и ягод. По форме короба были прямоугольные и круглые. Из луба делали и коробки для белья, а также корзины (кошики), куфэрки (небольшие коробки с двойными стенками и крышкой), лазбени (плетеные короба с дном из сосновых досок, которые применялись для сбора меда) и др. Различные коробки и «кошыки» плели также из лозы. Очень изящные, красивые вещи делались методом плетения из соломки. Этот материал обладал хорошими эстетическими качествами за счет приятного золотистого цвета, поэтому всевозможные коробочки, которые изготовлялись из соломки, кроме утилитарных имели обычно и художественные, декоративные качества.

Изготовляли в Беларуси в прошлом и металлическую тару. Материалом для нее в основном служила медь. «Медництво», как называли белорусы это ремесло, было распространено в городах и местечках, а его изделия чаще всего использовали в быту мещане. В деревнях же металлические изделия встречались довольно редко. Среди медной тары прошлого века можно назвать гляки, жбаны, ведра и т.д. По форме белорусская металлическая посуда во многом напоминала аналогичные керамические изделия.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу.   С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда.

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

1

Калаурот-пралка

1

временно

2

Прасніца

1

постоянно

3

Верацяно

2

постоянно

4

Валак

2

постоянно

5

Пранік

2

постоянно

6

Вілкі

1

постоянно

7

Таукач

2

постоянно

8

Кадка

2

постоянно

9

Матавіла

1

постоянно

10

Прас

1

постоянно

11

Чыгун

2

постоянно

12

Маслабойка

1

постоянно

13

Збан

2

постоянно

14

Гаршчок

3

постоянно

15

Кубак

2

постоянно

16

Гарлач

2

постоянно

17

Лыжка

3

постоянно

 

Экспозиция «Опочивальня»

С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. И к пятнадцати - шестнадцать годам девушка должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Приданное годами складывалось в сундук. Его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Кровати уже появились позже, и занавешивались тканью, как бы отделяя ее - это считалось роскошью. Кровать застилалась пышной периной с большим количеством подушек. В основном крестьяне спали на печи, она всю ночь сохраняла тепло и грела спящих. Поэтому там укладывались дети и старики.

Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты. Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины. Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка. В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Недостатком «ваньки-встаньки» была не транспортабельность: в поле или лес ее с собой не возьмешь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь. Эта идея съемной части сохранилась и в наши дни.

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

1.      

Сундук драуляны

1

временно

2.      

Сундук саламяны

1

временно

3.      

Калыска

1

постоянно

4.      

Палавік

3

временно

5.      

Фіранка

1

постоянно

6.      

Фіранка

4

временно

7.      

Накідка на падушку

2

постоянно

8.      

Дыван

2

постоянно

9.      

Абрус

2

временно

10.  

Абрус

1

постоянно

11.  

Ручнік

3

временно

12.  

Ручнік

3

постоянно

13.  

Сурвэткі вышываныя

2

постоянно

14.  

Сурвэткі вышываныя

4

временно

15.  

Сурвэткі вязаныя кручком

3

постоянно

16.  

Прасціна вышываная

1

 

постоянно

Экспозиция «Куклы - обереги»

Беларусь до времен крещения знаменита язычеством. Человек поклонялся разным богам, совершал магические ритуалы, верил в домового, злых духов и прочую нечисть. В этот период люди начали прибегать к защитной магии. Сушили специальные магические травы и заговаривали предметы. Основными ведуньями были женщины, которые занимались всем этим. Они же изготавливали куклы-обереги. Создание куколки было интересным и длительным процессом. Сначала женщина мылась и расчесывалась, читая заговоры. Затем садилась изготавливать оберег. Чаще всего делали кукол перед народными или семейными праздниками, так как считали, что в это время гуляют злые духи, и роду нужна защита. По традиции первая кукла создавалась девочкой в 11 лет. Это было испытание перед замужеством на пригодность. Хороших кукол оставляли на приданое. Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много. Каждая женщина изготавливала своих индивидуальных кукол, но обряды и принципы создания были общими. Куклы делались из ткани, дерева, соломы и ниток. Все они призывались помогать и защищать семью и дом.

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

1.

Лялькі - абярэгі

3

постоянно

 

 

Дидактический   наглядный материал

№ п/п

Наименование экспонатов

Кол-во

Вид хранения

11

Анатаваны каталаг матэрыялау “беларускай хаткі”

1

постоянно

2

Кансультацыі

1

постоянно

33

Выцінанка

1

постоянно

44

Прыкладныя канспекты заняткау

1

постоянно

55

Сялянская сядзіба

1

постоянно

66

Падарожжа па беларускай хаце

1

постоянно

77

Гліняныя вырабы

1

 

постоянно

88

Выцінанка: мастацтва вырэзвання з паперы

1

постоянно

 

 

Экскурсія ў беларускую хатку

Мэта экскурсіі: пазнаёміць выхаванцаў з сялянскім побытам, асноўнымі рэчамі, іх ужываннем і выкарыстаннем у сялянскай хаце

Задачы экскусіі

  1. Адукацыйная:падчас экскурсіі забяспечыць засваенне асноўных фактараў, якія паўплывалі на развіццё роднага краю;
  2. Развіваючая: развіваць уменні працаваць з рознымі крыніцамі інфармацыі, аналізаваць атрыманую інфармацыю;
  3. Выхаваўчая:выхоўвыць беражлівыя адносіны да гістарычнага мінулага роднага краю і Беларусі

 

Падчас экскурсіі дзеці змогуць:

  • выказаць уласнае меркаванне;
  • ужываць і карыстацца рознымі крыніцамі інфармацыі;
  • выкарыстаць атрыманыя прадстаўленні ў зносінах з другімі людзьмі

 

Абсталяванне: экспанаты міні-музея “Беларуская хатка”

 

Ход экскурсіі:

 

Экскурсавод:

Уздыхаць па старых рэчах, вяртацца да старога ўкладу жыцця не варта, але ведаць, як жылі нашы дзяды-прадзяды, трэба. А пры святле свечкі на покуце ў бацькоўскай хаце, пры святле малітвы ў душы відаць і тое, што засталося ў мінулым, і ясніцца шлях у будучыню.

Экскурсавод:

Сёння вас запрашае да сабе ў госці сялянская беларуская хатка (гучыць беларуская музыка).

Прыветна вокны пазіраюць,

Нібыты ў госці запрашаюць.

Ну, добры выгляд хатка мае…

Цікава… Што ж тут нас чакае?

Некалькі слоў пра наш музей. Ствараць яго пачалі яшчэ ў 2012 годзе. Першыя экспанаты музея былі сабраны работнікамі дзіцячага сада. 

Экскурсавод:

Пры ўваходзе ў хату нас сустракае печ. Яна займала ў сялянскай хаце важнае і пачэснае месца. Абагравала хату, у ёй варылі ежу, на ёй спалі, адпачывалі, лячыліся.

Да печы адносіліся як да жывой істоты. Забаранялася ўжываць “у яе прысутнасці” грубыя, або непрыстойныя словы. “Няможна гэта казаць, бо печ у хаце”, “Сказаў бы, дык печ пачуе”, – так гаварылі нашы дзяды і прадзеды.

Каля печы знаходзіўся качарэжнік. Тут стаяў пячны інвентар: качарга, вілы, чапяла і абавязкова хлебная лапата (паказваем лапату). Лапата займала асобнае месца сярод хатніх рэчаў. Магчыма таму, што яна мела дачыненне да хлеба. Ёй надавалі ахоўную якасць: у час навальніцы, каб зберагчы свае будынкі ад маланкі, хлебную лапату выстаўлялі на двор.

 

Экскурсавод:

Ёсць у вясковай хаце месца, дзе пасядзець лічыцца за вялікі гонар. Покуць – так называецца гэтае пачэснае месца ў хаце, не забытае Богам (паказвае).

Покуць спрадвеку ачышчала і ўзвышала чалавека, рабіла яго лепшым. Прыходзіла свята, Каляды ці Вялікдзень, і на покуці першы садзіўся гаспадар, а злева ад яго астатнія сямейнікі. І ні абы як, а ўперамешку, па старшынству, дарослыя і дзеці. Маліліся, успаміналі добрым словам дзядоў-прадзедаў, частаваліся.

Покуць – гэта кусочак храма ў хаце. Уверсе, пад самай столлю, вісяць абразы – з выявамі Ісуса Хрыста і святых. Яны маўкліваю малітваю асвячаюць хату і жыццё людзей у гэтай хаце.

Покуць прыгожа ўбіраецца. На абразы гаспадыня вешае ўзорныя ручнікі – набожнікі. На покуці мясціліся стол і лава. Стол выконваў ролю своеасаблівага хатняга алтара, таму ставіліся да яго з павагай і дапусціць на стол ката лічылася вялікім грахом, бо тут заўсёды знаходзіліся хлеб ды соль.

 

Экскурсавод:

А вось перад вамі – бойка (паказвае). Калі малако адстойвалася ў збанках, гаспадыня збірала зверху смятану – густы, тлусты слой. Назапашвала смятаны ўдосталь і біла з яе ў бойцы масла.

Масла білі ўручную. Калатоўка шпарка бегала зверху-ўніз, зверху-ўніз. Бегала доўга і без перадыху, каб смятана ў бойцы не астыла. Збіўшы масла, злівалі ў збанкі маслёнку. Кіславатая, з залацістымі крупінкамі масла, яна смачна сёрбалася потым з цёплай бульбай.

Прыгадваецца казка пра дзвюх жабак, якія трапілі ў пастку – збанок са смятанаю. Адна жабка адразу выдыхнулася, здалася і патанула ў смятане. А другая, упартая, доўга працавала лапкамі, як калатоўкаю, і збіла са смятаны масла. Стала на грудку масла і выскачыла са збанка на волю. Казка цікавая і павучальная: ніколі не падайце духам, сябры, верце ў свае сілы – і зможаце выбрацца з любой пасткі.

 

Экскурсавод:

Звярніце, калі ласка, увагу на гліняны посуд. Ён і сёння карыстаецца попытам. Прыгожа глядзіцца ён і на кухоннай паліцы, і на абедзенным стале. А ў нашых прашчураў гліняныя вырабы былі на любы густ і для розных патрэб.

Гэта – збанок (паказвае). Пасудзіна добра вядомая. У ім звычайна трымалі малако: доўга не скісае, а ў гарачыню – халоднае. Мае ручку і носік-дзюбку, каб тое ж малако лёгка, роўным струменчыкам лілося ў міску ці ў кубак.

Гарлачык (паказвае) – старэйшы за збан. Яны падобныя, як браты, толькі гарлачык без ручкі і не мае носіка-дзюбкі зверху.

З посуду прыцягвае ўвагу спарыш (паказвае), які складаецца з двух ці трох гліняных гаршочкаў. Навошта яны былі патрэбны? Калі бацька з сынам працавалі ў полі, жанчына ці дачка, загарнуўшы у фартушок, несла ім ежу. Кожная страва была ў асобным гаршочку.

 

Экскурсавод:

У кожным двары абжывалася цэлае сямейства кашоў, старых і новых, вялікіх і малых. Без іх, лёгкіх і зручных, не абыходзіліся ні дарослыя, ні дзеці (падыходзіць і паказвае). У кашах з плеценымі вечкамі захоўваліся сушаныя каўбасы, палядвіцы, кумпякі.

У кожнай сялянскай хаце можна было ўбачыць зручны абутак, плецены з лыка, лазовай кары, бяросты. Лыка дралі найчасцей з маладой ліпы, сушылі ў клеці або на гарышчы хаты. Потым палоскі кары, каб яны не ламаліся, размочвалі ў цёплай вадзе. І плялі лапці (падыходзіць і паказвае).

Плялі лапці звычайна мужчыны. Сярод іх былі сапраўдныя майстры: сплеценыя імі лапці, лёгкія і зграбныя, прыгожа глядзеліся на любой назе. У іх было добра і на працы, і ў танцы.

 

Экскурсавод:

Качалка – прыспасабленне для разгладжвання вырабаў з тканіны. Вопратку раскачвалі валікам – гэта драўляны брус з нарэзанымі ўпоперак зубцамі і ручкай. Зубцы размяшчаліся шчыльна адзін каля аднаго (паказ экспанатаў).

Калі вы ўважліва паглядзіце, то пабачыце калекцыю жалезных прасаў (паказ экспанатаў).Працавалі яны на вуглях. Каб працаваць такім прасам, спачатку неабходна было ўнутар пакласці гарачыя бярозавыя вуглі. Каб зноў распаліць патухшыя вуглі, трэба было падуць ці памахаць прасам з боку ў бок.

 

Экскурсавод:

У зімовы час сялянская хата ператваралася ў рамесную майстэрню. У доўгія вечары пры святле лучыны, светача ці каганца тут рабілі лыжкі і посуд, плялі лапці і пралі, ткалі, шылі адзенне і вышывалі.

Адно з самых старажытных промыслаў беларусаў – ткацтва. На працягу стагоддзяў яно перадавалася з пакаленняў у пакалення. У народным ткацтве захавалася гісторыя беларускага народа і яго майстэрства. Сыравінай для ткацтва быў лён або авечая воўна.

Лён – заўсёды быў улюблёная расліна славянскіх народаў. З яго валакна выраблялі вопратку, вяроўкі і нават абутак. Вырашчаны лён трэба было сабраць, звязаць у снапы, а потым раскласці на полі, каб пад уплывам сонца, ветру і дажджу адышла кастрыца. Гэта патрабавала шмат намаганняў і часу. Цяжка было пераўтварыць льняныя сцяблы ў валакно, а затым у тканіну.

У нашай музейнай хаце знаходзяцца некаторыя прылады ткацтва: трапло, бёдры, прасніца, кудзеля, самапрадка і іншыя (паказ экспанатаў).

 

Экскурсавод:

Хоць і цяжка жылося нашым продкам, але не страцілі яны пачуцця прыгожага. Звярніце, калі ласка, увагу, якую вопратку насілі сяляне нашай вёскі. Усё рабілі сваімі рукамі, пачынаючы ад саматканай тканіны да ўзораў вышыўкі на ручніках і посцілках. Вочы разбягаюцца ад стракатай прыгажосці фартушкоў і посцілак, абрусаў і ручнікоў. Не, такіх абноў у краме не купіш: у іх жыццё, натхненне, душа таленавітых народных творцаў.

Ручнікі (паказ экспанатаў) не толькі ўпрыгожвалі інтэр’ер хаты, але і шырока выкарыстоўваліся ў беларускіх абрадах. На вяселлі хлебам-соллю на ручніку сустракалі маладых пасля вянчання ў царкве. Ужываўся ручнік і ў якасці падножніка, на які станавіліся маладыя ў час вянчання. Адыходзячы ад аналоя, нявеста старалася цягнуць за сабой і ручнік. Гэта рабілася для таго, каб сяброўкі цягнуліся за ёю, выходзілі замуж. Самых паважаных гасцей падчас урачыстасцей і зараз сустракаюць хлебам-соллю на прыгожых ручніках.

 

Экскурсавод:

Узорныя посцілкі сталі ткаць значна пазней, чым ручнікі і абрусы, бо ложкі ўвайшлі ў быт сялян вельмі позна. Але мастацкае аздабленне іх досыць высокае. Рознымі колерамі вясёлкі, шматлікімі ўзорамі радуюць нас гэтыя вырабы.

Існуе такая легенда. Чалавеку сказалі, каб ён, адыходзячы , ад хаты, не азіраўся назад, іначай ператворыцца ў слуп солі. Чалавек не стрымаў слова і азірнуўся… Дык як жа не азірнешся, калі родная сядзіба  – гэта цэлы свет.

Часцей азірайцеся, сябры, назад, у мінулае, каб не пагасла свечка на покуці – у бацькоўскай хаце, каб лягчэй было ісці наперад, у будучыню.

Дзякуй за ўвагу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть