Проблемы адаптации

Проблемы адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования.

 

 

Рекомендации родителям

 

· В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 

· Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада 

· В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.

· Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период. 

· Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 

· На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему. 

· Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. 

· Будьте терпимее к его капризам. 

· Выполняйте советы и рекомендации воспитателя. 

· Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя. 

· Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением. 

 

 

 

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному учреждению  Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. 

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад 

  • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы; 
  • Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда; 
  • Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.; 
  • По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании; 
  • Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров; 
  • Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет; 
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет; 
  • Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе; 
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад; 
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание; 
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад; 
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день; 
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим. 
  • Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим; 
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой; 
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье; 
  • Щадить его ослабленную нервную систему; 
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач; 
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
  • Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
  • Не наказывать ребенка за детские капризы; 
  • Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы. 

 

 

 

 

Как не надо: 

 

отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах; 

 не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка; 

 препятствовать контактам с другими детьми; 

 увеличивать нагрузку на нервную систему; 

одевать ребенка не по сезону; 

 конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы. 

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями 

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду; 

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства; 

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет; 

Принесите в группу свою фотографию; 

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке); 

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада; 

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке; 

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу; 

Будьте терпеливы. 

Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. 

Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям. 

Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца. 

Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. 

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой дошкольного учреждения, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. 

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.  Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. 

 

свернуть