Экологическое воспитание
Воспитание интереса к природе во время совместных прогулок в парк (лес)
22.11.2023Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам, взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья опали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ничто не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений ребёнок учится думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям: много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметили муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки общаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вместе с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другое живое существо, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».
Природа в воспитании добрых чувств у детей
04.09.2023Мы живём в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизора забиты фильмами об убийстве, жестокости и насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложиться на плечи родителей.
В воспитании характера всё важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремиться воспитывать своего ребёнка ласковым, честным и добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.
Что такое доброта? «Доброта» - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику – значит быть добрым человеком.
Доброта и доброжелательность – это два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым и справедливым.
Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания. Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление нетипичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ. Да, добру надо учить!
Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, в беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.
Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие в воспитании доброты. Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных и растений.
Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Недаром как величайшая мудрость передаётся от века к веку истина: хорошо воспитать ребёнка – значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать её во имя будущего.
Любовь к Родине – великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы.
С раннего детства ребёнок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывания на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.
Научить любви к живому – значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Однако, следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребёнка, где ребёнок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребёнок стремиться утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.
Очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное - необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.
Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да на природе, на даче, животные не помеха. Но если вы твёрдо знаете, что не возьмёте его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы отказать ребёнку сразу. Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.
К. Г. Паустовский писал: «единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью».
Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.
Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.
Список использованной литературы
-
Зинина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.
-
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.