ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Правовые обязанности законных
представителей и их ответственность
за несовершеннолетних»
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся
- Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
1.2. участие в управлении учреждением образования;
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся;
1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
- Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Читать текст полностью...
Конвенция о правах ребенка – это самый важный документ, который защищает детей и их права. Он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций(далее – ООН) 20 ноября 1989 года. Конвенция включает 54 статьи, которые объясняют основополагающие права юного поколения: гражданские, политические, социальные и культурные права. Каждый ребенок имеет равные права, в независимости от национальности, пола, религии и других особенностей.
Согласно пункту1статьи 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 196 стран. Она стала наиболее широко и быстро принятой конвенцией о правах человека в истории.
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Принципы Конвенции, касающиеся права ребенка на жизнь и развитие, конкретизируются в белорусском законодательстве через законы и подзаконные акты, а также посредством создания и выработки специальных механизмов их реализации.
Права и законные интересы маленьких граждан закреплены в Конституции, Кодексе о браке и семье, Законе «Оправах ребенка» и других нормативных актах. Первоочередное право всех детей – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Поэтому в Республике Беларусь на законодательном уровне обеспечивается реализация права ребенка жить и воспитываться в семейном окружении,а так же принят ряд мер, направленных на поддержку подрастающего поколения.
Осуществляется межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства, развивается сотрудничество с негосударственными общественными организациями местного и республиканского подчинения, международными организациями в вопросах реализации прав детей. Значительно активизировалась работа по выявлению и реабилитации семей, в которых дети находятсяв социально опасном положении.
28 июля 1990 г. Конвенция ратифицирована Верховным Советом Республики Беларусь. С 31 октября 1990 г. Конвенция вступилав силу для Республики Беларусь, тем самым Беларусь признала приоритет принципов международного права и важность международного сотрудничества для улучшения жизни детей в нашей стране. Присоединившись к Конвенции, Республика Беларусь взяла на себя обязательство реформировать те нормы национального законодательства, которые затрагивают права и интересы детей,с целью создания правовой базы для реального осуществления всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав ребенка без какой-либо дискриминации.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993) закрепил правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта правоотношений, определил принципы государственной политики в отношении детей, установил обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Также правовым гарантом обеспечения прав и свобод детей в нашем государстве стала принятая 15 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция). В статье 1 Конституции провозглашается социальный характер государства, а это означает, что деятельность всех государственных органов власти и управления должна быть направлена на обеспечение условий для разностороннего развития личности, проявления способностей и творческих возможностей каждого члена общества, защиту их прав и законных интересов.
Единственная организация в мире, признанная Конвенцией - это Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). Действуя под эгидой ООН, ЮНИСЕФ защищает права детей по всему миру и помогает им реализовать свои возможности. Совместно с партнерами ЮНИСЕФ работает в более чем 190 странах и территориях и на протяжении 70 лет оказывает поддержку государствам в вопросах защиты детей, развития их способностей, получения образования, обеспечения гендерного равенства и сохранения здоровья. Особое внимание ЮНИСЕФ уделяет уязвимым детям, в том числе детям с инвалидностью.
Программа ЮНИСЕФ в Беларуси реализуется для того, чтобы:
- все дети воспитывались в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания;
- все дети были защищены от любых форм насилия и жестокого обращения и получали необходимую помощь;
- смертность от внешних причин сократилась и в каждом доме были созданы все условия для безопасного проживания детей;
- все дети и подростки были защищены от насилия в сети Интернет;
- подростки знали, как защитить себя в сложной ситуации, и вели безопасный образ жизни;
- подростки и молодежь участвовали в принятии решений, которые касаются их жизни и развития;
- наладить системные механизмы раннего выявления особенностей в развитии у детей до трех лет и раннего вмешательства;
- все дети с особенностями развития и инвалидностью и без – учились вместе;
- искоренить стигму и дискриминацию в отношении наиболее уязвимых групп детей и молодежи;
- осуществлять мониторинг положения детей и генерировать знания для принятия обоснованных решений и улучшения политики в отношении детей;
- укреплять стратегические партнерские связи между государственными учреждениями и общественными объединениями.