Советы музыкального руководителя

Охрана певческого голоса и профилактика его нарушений.

 

    Недостатки в работе голосообразующей  системы могут быть вызваны разными причинами: нарушением гигиенических требований (чрезмерный крик, пение и громкая речь на улице в холодное время года и др.); некоторыми заболеваниями голосового аппарата; затруднениями, связанными с неправильным дыханием, например, при хронических ринитах; снижением слухового восприятия окружающей речи  и др.

    Громкая, крикливая речь наблюдается у тех ребят, которые вынуждены постоянно находится в среде с повышенным шумом (громкая речь дома, включение на повышенную громкость дома телевизора, радиоприемника, магнитофона). Чрезмерно громкая речь ухудшает произношение звуков, делает их менее внятными.

    Отклонения в плавности звучания голоса чаще всего связаны с нарушением координации дыхания и голосообразования, с судорогами дыхательных мышц и мышц гортани. Причинами дискоординации нередко являются сильное волнение, чрезмерное возбуждение. При этом голос детей становится прерывистым, дрожащим. Нарушение плавности звучания голоса может наблюдаться после физических нагрузок, например, после подвижных игр.

    Снижение функции голосообразования отмечается и при нарушениях физиологического дыхания у детей, имеющих неправильную осанку, неудобно сидящих за столом, согнув спину и опираясь на него грудью. Затруднят свободное голосообразование верхнереберный тип дыхания, когда вдох осуществляется с большим напряжением, нередко при участии мышц шеи.

    При повышенном напряжении голосовых связок наблюдается формированный, резкий звук. Голос у таких детей на низких тонах звучит крикливо, на высоких – визгливо. При утечке воздуха через носоглотку, а так же при ринитах голос приобретает носовой оттенок.

 

свернуть

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей

 

     Музыка в дошкольном возрасте становится частью естественной жизнедеятельности детей в группе. Особое значение имеет слушание, восприятие музыки. В группе звучит классическая, народная, современная музыка, обогащая дошкольников новыми впечатлениями, эстетическими переживаниями.

    Для насыщения жизни детей новыми музыкальными впечатлениями, создания позитивного эмоционального настроя сохраняет свое значения пение с детьми и для детей. Уместно стимулировать пение разных, известных и новых, но всегда любимых песен на прогулках, занятиях, в процессе выполнения детьми различных видов деятельности во вторую половину дня: рисования, рассматривания картин. Педагог поощряет песенное  и песенно-игровое творчество детей, соблюдая преемственность этой деятельности на музыкальных занятиях и в быту. Важно создавать атмосферу свободы выбора, доверительности, сотворчества, раскрепощающей музыкальное мышление и воображение дошкольников.

    Одним из способов приобщения детей к миру музыки, развитие их музыкальных и творческих способностей являются музыкально-ритмические движения. Это различные хороводы, танцы, пляски. Они могут быть организованы под пение взрослого, детей, под музыку звучащую в грамзаписи. Нужно стремиться чтобы у детей воспитывалась привычка выражать свои эмоции в культурно-приемлемых формах – танцах, пении, игре на музыкальных инструментах.

    С развитием умений и навыков игры на музыкальных инструментах появляется возможность активизировать самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников. Музыкальный уголок пополняется новыми музыкальными инструментами. Они всегда должны быть доступны. Под руководством воспитателя дети играют на них индивидуально или ансамблем.

    Педагог поддерживает желание детей в разнообразных играх отрабатывать умения и навыки музыкальной деятельности, которые целенаправленно формируются на занятиях. Эти навыки могут закрепляться в сюжетно-игровых играх: «Концерт», «Театр», «Музыкальное занятие».

    Музыкальная игра-драматизация – одна из любимых детьми форм игровой деятельности. Сохраняют свои развивающее и воспитательное значение спектакли кукольных театров. Важная роль в театрализованных представлениях принадлежит музыке, она способствует боле эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов.

 

 

свернуть