Проблемы адаптации
Проблемы адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования.

|
|
Рекомендации родителям |
|
· В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. · Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада · В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка. · Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период. · Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. · На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему. · Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. · Будьте терпимее к его капризам. · Выполняйте советы и рекомендации воспитателя. · Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя. · Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением. |
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному учреждению Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад
- Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
- Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
- По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
- Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
- Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;
- Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
- Щадить его ослабленную нервную систему;
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
- Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
- Не наказывать ребенка за детские капризы;
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как не надо:
отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
препятствовать контактам с другими детьми;
увеличивать нагрузку на нервную систему;
одевать ребенка не по сезону;
конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет;
Принесите в группу свою фотографию;
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;
Будьте терпеливы.
Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой дошкольного учреждения, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.