Художественный образ произведения народного декоративно-прикладного искусства часто связан со знаковым изображением орнамента.
В народном искусстве знаки обычно являются символами. Это, прежде всего, повторяющиеся символы солнца, неба, дождя, урожая в ткачестве, вышивке, керамике, резьбе и росписи по дереву.
Прямая линия в орнаментах многих народов мира означала землю, волнистая - воду; ромб был знаком поля, ромб с точкой посередине - символом засеянного поля; крест нередко был оберегом, противодействующим темным силам зла и т.д.
Орнамент с подобными знаками, олицетворявшими различные природные силы, придавал вещи особый смысл, магическую «охранную» функцию.
По мнению исследователей - этнографов, знаковый строй любого национального орнамента и всех составляющих его элементов обусловлен не только представлениями народа об окружающем мире, но и его верой в сокровенную магическую защитную силу символов - украшений.
С целью формирования представлений о «художественном решении вещи» следует рассказать детям о том, как мастер народного искусства подходит к украшению предметов быта: выбор материала, форма и украшение предмета определяются, прежде всего, назначением данной вещи.
Очень важно, чтобы воспитанники усвоили главную особенность этого вида искусства: украшение всегда имеет практическое назначение и неразрывно связано с предметом, который оно украшает.
Поэтому декоративно-прикладная деятельность дошкольников должна иметь утилитарную направленность.
В процессе создания декоративных изделий, рассчитанных на практическое применение, у детей формируется художественный вкус, эстетическая и техническая культура исполнения.
Составление орнамента
Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
В зависимости от характера мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, животных и предметы) и комбинированный виды орнаментов.
По характеру композиционных схем выделяют орнамент ленточный (фриз, бордюр, кайма) - в полосе; замкнутый - в круге, квадрате, треугольнике и т.д.
Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами или способом вращения произвольного элемента относительно выбранного центра на определенное количество градусов, называется розеткой или роззетой.
Орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия и т.д.
Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, получить посредством вырезания, резьбы, тиснения и т.п.
Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие.
Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилось основное назначение орнамента - сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.
Орнамент в белорусской вышивке и ткачестве
Национальные черты орнамента как элемента художественного стиля встречаются в белорусской скульптуре и архитектуре, но наиболее ярко проявляются в народном декоративно-прикладном искусстве.
В белорусской вышивке и ткачестве преобладает геометрический орнамент красного цвета (иногда с добавлением черного) на белом фоне: ромбы (круги) и их разнообразные по конфигурации варианты, многолепестковые розетки, крестики разной формы, квадраты, прямоугольники и др. орнаментом в виде полос украшали традиционную одежду, а также рушники, скатерти и др.
Люди верили, что орнаментированная кайма на рукаве рубахи придает рукам силу.
В геометрическом орнаменте белорусов часто встречаются различные композиции, в основе которых лежит квадрат.
Археологи и этнографы считают, что ромбы и решетчатые квадраты представляют собой изображения небесных светил, в частности солнца.
Примечательно, что ткачихи Краснопольского района Могилевской области, Копыльского района Минской области и др. мест Беларуси называют подобные мотивы «сонейка», «круг».
После ознакомления с технологией браного ткачества, становится понятно, почему мастерицы ромб называют кругом: в браном ткачестве невозможно выткать форму круга - вместо него получается ромб.
В народном быту каждое изделие было строго регламентировано в функциональном назначении, отсюда и содержание орнамента, форма которого соответствует назначению изделия.
Если концы полотенца для повседневного употребления украшали несколькими скромными полосками, то украшение свадебного наряда было с богатым и ярким декором.
Составной частью приданого невесты являлись полотенца.
И не удивительно, что на традиционных свадебных рушниках наиболее часто встречаются такие узоры, как ромбы. Если исходить из народного поверья, что ромб - это солнце, то множество светил означает пожелание счастья, света, богатства.
Ромбы счастья изображены и на Государственном флаге республики Беларусь.
Ткачество - изготовление ткани из пряжи способом переплетения ниток основы и утка.
Сырьем обычно являлись льняные и шерстяные нитки.
Раньше в крестьянских семьях девочек с семи лет учили прясть, к пятнадцати годам они уже умели ткать и готовить себе приданое.
Раннею весною вносили в дом кросна, ставили поближе к окну, ткали полотно, сукно.
В каждой деревне были известные мастерицы, которые создавали разные узоры, а другие женщины повторяли их на своих кроснах.
Орнаменты ткачихи передавали своим дочерям как наследство.
Для белорусского узорного ткачества характерны строгие геометрические узоры - клетка, полоска, концентрические круги, ромбы, квадраты, розетки.
Традиционный полосатый или клетчатый декор полотняного переплетения, ромбо-геометрический орнамент красно-белого колорита XIX в. дополняется новыми мотивами (стилизованными растительными, орнитоморфными, зооморфными и др.), обогащается колористика изделий.
Растительный орнамент
С конца XIXв. широкое распространение в Беларуси получили сундуки, служившие для хранения приданого.
Исключительная роль, которую выполняли сундуки в свадебных обрядах, требовала их специального украшения.
В начале XXв. в народном белорусском искусстве были достаточно распространены растительные мотивы, которые использовались мастерами и при декорировании свадебных сундуков.
Красивые сундуки, украшенные букетами и гирляндами цветов, которые компоновались в квадратах и прямоугольниках, созданных способом «флиндровки», изготавливались почти до середины XX в. в Брестском Полесье: в Огово Ивановского района, Крамне на Дрогичинщине, в Мокрой Дубраве и др.
В каждом из этих центров вырабатывались своеобразные композиции и колористики. Например, в Крамне отдавали предпочтение голубому фону, на котором компоновали букетики из мелких цветов и отросточков.
Огоевские сундуки - зеленые, роспись крупная, сочная без полутонов и оттенков.
Рисунок наносили от руки и с помощью трафарета.
На Гродненщине и Западной Витебщине часто использовалось декорирование способом «цацкавання» -нанесения узоров на окрашенную поверхность сундука с помощью штампиков из картофеля, репы.
На Гомелыцине узор наносили способом «процарапывания» по сырой масляной краске.
Особенно красивые сундуки расписывала Лидия Довгер.
Каждый цветок показан словно сверху.
Вот кружочек-серединка, от нее веером расходятся лепестки.
Но в одном месте они размыкаются, и в этом секторе нарисованы тычинки.
Словно мастерица передумала и решила показать цветок сбоку...
К сожалению, в 30-40гг. XX в. свадебные сундуки стали выходить из употребления, а искусство их росписи постепенно утрачивалось.
Белорусские живописные ковры
Пока трудно определить истоки искусства живописных ковров.
Скорее всего, оно появилось и развивалось на традициях узорных тканых изделий, так и с учетом традиций росписи сундуков, какие имели широкое распространение в XIX в.
Расцвет искусства живописных ковров (1920-1960гг.) в довоенные и послевоенные годы объясняется тем, что интенсивная перестройка деревни и улучшение интерьера деревенского жилья потребовали новых видов его декоративного украшения.
После войны набивные и живописные ковры были почти в каждой деревенской избе.
Люди приходили к мастеру с большими свертками полотна и через определенное время забирали красивые живописные ковры - с большими букетами цветов, идиллическими пейзажами, сюжетными зарисовками.
Ковры рисовали обычно на самотканом льняном полотне, окрашенном чаще всего в черный цвет.
Иногда в качестве основы мастера использовали бумагу или клеенку.
Выполняли рисунок произвольно кисточкой без предварительного нанесения грунта клеевыми или масляными красками.
Техника росписи могла дополняться набивкой и трафаретом.
По композиционно-декоративному решению ковры были растительно-орнаментальными и сюжетно-тематические.
Основной мотив растительно-орнаментальных ковров - это букеты цветов или вазы с фруктами, окаймленные гирляндами переплетенных веток, цветов, листьев.
Часто в растительный узор вводится геометрический орнамент - это круги, ромбы, многоугольные звезды.
На многих коврах можно увидеть изображения птиц, таких как кукушки, павлина, жаворонка, голубя, ласточки, или изображения животных - оленей, коней, львов, лис, котов, медведей.
Живописные ковры создавались народными мастерами как подарок и как семейный оберег.
Иногда на них изображали и людей - «паненок», «казаков», «силачей» и др.
В сюжетно-тематических живописных коврах, как правило, есть определенное обобщение, а порой даже своеобразная каноничность.
В большинстве случаев структура композиции строится на сочетании живописно-станковых и чисто декоративных элементах (в центре - сцена из жизни или краеведческий, а край по периметру орнаментируется разноцветными цветами).
Создается впечатление, что через удивительную цветочную занавеску открывается вид в сказочные сны, созданные мечтами и фантазией, в какую-то другую жизнь, где господствует гармония красоты.
Известно, что искусство развивается тогда, когда в нем есть необходимость.
Живописные ковры понадобились людям, в деревенских избах с их особенным интерьером, на стенах возле кроватей «горели» живописные ковры.
Сегодня уже почти не осталось тех, кто занимается изготовлением живописных ковров - изменилось время, творения художников-самоучек, созданных для украшения жилищ через десятилетия стали настоящими шедеврами народного творчества и гордостью музейных коллекций.
Наряд для Павлинки
В широком смысле национальный костюм - это не только одежда, но и головные уборы, обувь, украшения.
В зависимости от типологических особенностей одежда делится на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю, повседневную, праздничную, обрядовую.
Цветовая гамма белорусского костюма символична: белый цвет -символ чистоты, черный - грусти, красный - жизни.
Основные способы украшения ткани костюма - это покраска ткани, узорчатое ткачество, вышивка, набивка, отбеливание, мережка, аппликация, кружево.
Мужской костюм состоял из длинной рубахи (длиною почти до колен) и штанов из домотканого полотна белого цвета; основной головной убор - шапка, обувь -лапти, валенки, сапоги. Рубаху носили навыпуск поверх штанов под пояс.
Женский костюм соответствовал эстетическим идеалам народа, его фольклорно-обрядовым обычаям. В типовом варианте женский комплекс составляли длинная полотняная сорочка, юбка, фартук, безрукавка. Логическим завершением женского костюма были головные уборы (венки, повязки у девушек, намитки, чепцы, платки у замужних женщин) и украшения (бусы, цепочки, кольца, браслеты и др.).
Своеобразны костюмы белорусских строев: вилейского, волковыского, кобринского, малоритского, калинковического, копыльского, могилевского, неглюбского, новогрудского, ляховического, слуцкого и др.
Однако есть и общая черта - украшение рукавов.
Существовала вера в магическую силу красного орнамента, который придавал силу рукам в труде и охранял от злых сил.
В Беларуси одежду традиционно украшали вышивкой.
Вышивали головные уборы, фартуки, мужские и женские рубахи, холщевую верхнюю одежду.
Орнамент традиционной вышивки, характерный для всей Беларуси, преимущественно ромбо-геометрический (состоит из разнообразных сочетаний ромбов, крестиков, розеток и др.), красный, иногда с добавлением черного, на белом или сером фоне.
Белый фон - натуральный цвет полотна. Красный цвет считался символичным, как цвет солнца и жизни.
С конца XIX в. приобретает популярность растительная орнаментика, стилизованная в соответствии с традиционной стилистикой, а также антропо-, зоо-, орнитоморфные мотивы: красный цвет более активно дополняется черным.
В это время использование таких техник вышивки, как счетная гладь, набор, строчка, практически вытесняется вышивкой крестиком. В последнее время широкое распространение приобрела полихромная вышивка гладью растительного характера.
Традиционная вышивка каждого региона Беларуси отличается характером орнамента, технических приемов, цветовой гаммой, размещением узора, материалом и др.
В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов (русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей), но есть и национальные отличия.
Например, от украинской вышивки белорусская народная вышивка отличается большей строгостью, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита.
Выцінанка
"Выцінанка"(выстриганка, вырезанка) - это ажурный узор, вырезанный из белой, черной или цветной бумаги.
Принцип создания "выцінанкі" - вырезание различных элементов на согнутом в несколько раз листе бумаги, в результате чего достигается повторение вырезанных мотивов.
Родина "выцінанкі" - Древний Китай. В XVII - XIX вв. "выцінанкі" была распространена у многих народов Европы, но особой известностью пользовалась польская.
В Белорусси расцвет " выцінанкі" приходится на конец XIX - начало XX в.
Наиболее распространенной была одноцветная (черная, белая).
Кружева из бумаги выполняли декоративную функцию: украшали стены, окна, полки для посуды, образа.
Из-за непрочности материала и относительной простоты исполнения бумажные узоры не берегли, а систематически заменяли новыми (обычно перед Пасхой).
В середине XX в. "выцінанкі" практически вышли из употребления, но с конца этого же века активно возрождаются как вид декоративно-прикладного искусства.
По композиции белорусские "выцінанкі" подразделяются искусствоведами на три группы. Розетковые (замкнутые, центрические) "выцінанкі" получаются из сложенного веерообразного в четыре (и более) раза листа бумаги.
Лист складывается таким образом, чтобы оси симметрии пересекались в центре.
А согнутый лист напоминал треугольник.
По краям треугольника вырезают произвольные фигуры, зубцы.
В развернутом виде изделие представляет собой замкнутую ажурную композицию. Традиционные "снежинки" – образец розетковой "выцінанкі".
Симметричные "выцінанкі" вырезают из бумаги, согнутой пополам.
В результате получаются украшения из двух симметричных половинок.
"Выцінанкі" раппортного типа получают путем сгибания бумаги гармошкой и вырезания узора, повторяющегося много раз по горизонтали.
Выцінанка
Что такое выцінанка?
Папяровая фіранка.
Я фіраначку павешу,
Чым матулечку ўцешу.
Я цудоўны клопат маю,
Выццінанку выццнаю,
У свій блізкі поспех веру,
Бо ў руках мaix папера
I нажніцы-чараўніцы.
Я пакуль што вучаніца,
У настаўніцы ўменне
Набываю я з цярпеннем.
Рэжуць легенька нажніцы...
Мне ўначы ўзор прысніцца.
В гостях у гончара
На территории Беларуси со времен неолита была известна простейшая форма гончарства - формирование изделий вручную с дальнейшим обжигом на костре.
ВX - XII вв. уже широко использовался гончарный круг, с появлением которого гончарство выделилось в отдельное ремесло.
Расцвета гончарное ремесло достигло вXVI - XV111 вв.
В то время во многих белорусских городах (Минске, Бресте, Гродно, Полоцке, Витебске, Слуцке, Копыле, Каменце, Клецке, Мире, Шклове и др.) действовали гончарные цеха, широко известные своими мастерами.
Однако с XIX в. гончарство становится преимущественно лишь сельским ремеслом и относится к народным художественным промыслам.
Сырьем для гончарства являлась глина, из которой способом длительной пластичной обработки готовили формовочную массу.
Вылепленные вручную или сформированные на гончарном круге изделия сушили и обжигали в печи на протяжении полусуток.
Украшали глиняную посуду в Беларуси достаточно скромно: прямыми и волнистыми линиями (поясками), точками, черточками.
В народном быту белорусов посуда из глины использовалась широко.
Глиняная посуда ("гаршкі", "збанкі", "гладышы", "слоікі", "спарышы", макатры", "глякі", "мicкi", "талеркі", "кубкі" i др.) отличалась простой формой, подчеркиваемой несложным узором (волнистыми линиями, черточками, штрихами), ярким натуральным цветом черепка с художественным подтеком глазури.
В настоящее время на производстве белорусской керамики специализируется объединение «Белорусская художественная керамика» с предприятиями в Иванце, Радошковичах и Мозыре.
Интересно наблюдать за работой гончара.
Вот он берет кусок хорошо вымешанной глины, закрепляет его на верхнем диске гончарного диска, ногой сильно раскручивает нижний большой диск-маховик.
Одно прикосновение пальцами к куску - и он приобретает очертания определенной посудины.
Хорошему гончару, чтоб «выкрутить» кувшинчик или горшок требуется 5-10 минут.
Затем мастер тонким прутиком срезает изделие с круга и ставит на просушку.
Несколько сотен подсохших посудин закладываются в гончарное горнило (печь из кирпича).
После обжига они становятся крепкими и уже не размокают от воды.
Посуда - основной вид продукции мастеров-гончаров.
В ней держали продукты, готовили еду, подавали на стол, носили обед в поле.
Горшки для приготовления еды в печи имели почти шарообразную форму.
Два небольших горшка, слепленные вместе, с дугообразной ручкой посередине представляли собой двояшку (спарыш), в котором носили обед жнеям или косцам в поле.
Кувшин ("гладыш", "гарлач") - посуда, в которой держали молоко.
Миска ("Mica") предназначалась для еды и имела невысокие, вытянутые в стороны края.
Банка ("слоік") - посуда цилиндрической формы для хранения меда, варенья, солений.
Обьем ее мог достигать нескольких литров, а высота -полуметра.
Для масла, кваса, воды предназначалась посуда с узким горлом, шарообразной формы и одной ручкой - гляк.
Самой распространенной является обычная светлая глиняная посуда (терракотовая), которая в зависимости от сорта глины может быть или совсем светлой, или даже красной.
Некоторые виды такой посуды глазурировали - покрывали свинцовым порошком, который после обжига образовывал блестящую стеклообразную поверхность.
В зависимости от примесей она могла иметь зеленую, рыжую или коричневую окраску. Характерный облик имеет черно-задымленная и черно-глянцевая керамика юго-западных и центральных белорусских промыслов: Ружан, Пружан, Мира и др.
Своеобразная керамика изготавливается в Столинщине, в Иванце, Радошковичах, Мозыре.
Изразцы - обожженные и расписные плитки из глины, используемые для декорирования стен, печей в храмах, во дворцах, боярских теремах. Вот что писал о них поэт И.Кулагин:
Я к изразцам прильну спиной -
Я снова в детстве.
Пускай бушуют за стеной
Метели бедствий...
В Беларуси изготовление плитки (изразцов) получило распространение в XVI в. в творчестве ремесленников-гончаров.
В конце XVI - в начале XV11 века изразцовая печь стала неотъемлемой частью интерьера.
Разноцветная плитка, покрытая белой, желтой, зеленой, голубой, темно-синей, коричневой глазурью, отличалась художественными качествами.
В ее украшении преобладали геометрические, растительные, геральдические мотивы на мифологическую, историческую, религиозную, анималистическую, бытовую тематику.
Характерными элементами геометрического орнамента являлись вариации кругов, квадратов, ромбов, розеток.
Растительный декор составляли цветы, бутоны, листья, ветки.
Нередко растительный орнамент компоновался в сочетании с геометрическим.
Среди сюжетов наибольшее распространение получили букеты, древо жизни, всадник, портрет, изображения льва и геральдические знаки.
Со второй половины XV11 в. плитку изготавливали в ковровом стиле, где каждая отдельная плитка представляла собой часть общего рисунка поверхности печи.
Во второй половине XVI в. размеры плитки увеличились, широко использовались гладкие, расписанные кобальтом изразцы, на которых были изображены исторические, батальные, жанровые сцены, пейзажи, книжные иллюстрации и др.
Народная глиняная игрушка
Искусство глиняной игрушки - одно из наиболее древних и традиционных.
Фрагменты глиняных игрушек X - ХШ вв. найдены при раскопках древних городов: Пинска, Волковыска, Гродно и др.
В Беларуси наибольшего развития и распространения изготовление глиняной игрушки достигло в конце XIX - начале XX в.
Игрушки лепили почти во всех гончарных центрах, на рынках и ярмарках рядом с горшками, жбанками, кувшинами и другой глиняной посудой можно было увидеть россыпи ярких разноцветных петушков, барашков, лошадок, уток, кукол, которые были дешевой и доступной забавой для детей.
Изготовление глиняной игрушки в Беларуси не приобрело характера самостоятельного промысла, а сопутствовало гончарству: пока хозяин лепил посуду, хозяйка и дети создавали свистульки.
Глиняной игрушке свойственны четкость и выразительность форм, пластичность, лаконизм, компактность.
Вместе с тем белорусская народная игрушка имеет и ярко выраженные национальные особенности: не расписывается в разные цвета, а покрывается однотонной зеленой, коричневой, желтой, иногда черной глазурью.
Для белорусской глиняной игрушки характерным является также и то, что выразительность фигурок козлов, баранов, коней достигается их позой: энергично вскинутой головой, широко расставленными коротенькими толстыми ножками.
Рассмотрим последовательность лепки народной глиняной игрушки.
Хорошо размятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в цилиндры, шарики, потом расплющивают в лепешки, создавая туловище будущей игрушки.
Расплющив кусочек глины в форме оладушки, обворачивают им палец или палочку, заглаживая место стыка, и придают ему форму конуса посредством постепенного уточнения стенок сверху и расширения их снизу.
Подобная конусообразная форма придает глиняной фигурке устойчивость.
Порой народные мастера лепили фигурку из одного куска.
Но часто применяли и другой способ работы: разнообразные детали (голову, шляпу, оборки, оперенье и гребешок птицы) лепили отдельно, затем прикрепляли их к корпусу.
В восточной части Беларуси конь был основным животным, используемым во время сельскохозяйственных работ, поэтому он занимал важное место не только в повседневной жизни, но и в устно-поэтическом народном творчестве белорусов, разнообразных обрядах и обычаях (объезд молодняка, первый выгон лошадей в ночное, начало полевых работ и т.д.). Изображение коня было привычным тотемным знаком, он использовался в качестве оберега.
Гончарство
Гончарство, производство из обожженной глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т.п.
Слово «гончарство», «гончар» («горънчар») происходит от слова «горн».
Открытое в раннем неолите, гончарство намного расширило возможности человечества в борьбе за существование, позволив готовить вареную горячую пищу.
Примитивное гончарство было производством домашним (у некоторых племен - преимущественно женским).
Вероятно, наиболее ранними способами изготовления сосудов были обмазка глиной плетеных корзин (выгоревших при обжиге) или «выскребывание» сосуда из кома глины с помощью колотушки и наковаленки, лепка его из отдельных пластин, кольцевой налеп стенок валиками, спиральный налеп жгутом.
Последние два приема преобладают при переходе к ремесленному производству, когда мастера стали пользоваться гончарным кругом, а позже и гончарным горном (прежде изделия обжигали на костре или в домашней печи).
Ремесленники-гончары появились у разных народов в разное время, но повсюду на стадии разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества (впервые в Древнем Шумере в конце 4-го тыс. до н.э.).
Ассортимент и формы гончарных изделий отражают особенности быта и культуры народов.
Украшение изделий росписью, рельефным орнаментом, лощение, глазуровка являются важнейшей областью народного искусства.
Гончарный круг - станок для формовки посуды и некоторых др. керамических изделий, позволяющий использовать вращение для совершенствования изделий.
Ручной г.к. вращают рукой (другой формуют сосуд).
Более совершенный электрический г.к. имеет электромотор, обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее, и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном г.к., но и вытягивать из целого куска глины.
Керамика
Керамика (греч.кегаміке - гончарное искусство от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений.
Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпичи, черепица, трубы, плитка, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном, и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.
Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.
В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов.
Искусство народной игрушки
В Беларуси наиболее распространенной является глиняная игрушка.
Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось в XI -XIII вв. с развитием гончарства.
Своего расцвета искусство глиняной игрушки достигло в XIX - в первой половине XIX в.
Для большинства глиняных игрушек характерны обобщенность, стилизованность и условность формы: крутая шея с гривой - у коня; загнутые рога - у барана; плоский клюв - у утки; конус-юбка, переходящая в грудь, руки, голову - у куклы.
Значительное распространение в народном быту у белорусов имела механическая деревянная игрушка: «Кузнецы», «Всадники», «Курочки клюют зерно», «Медведь-гармонист» и др.
Образы людей и животных в них трактовались обычно схематично, условно. Часто изделия имели несложную окраску, а фигурки людей были украшены кусочками ткани (льна).
Широко были распространены и самодельные игрушки из природного материала: коры, шишек, желудей и др., а также из обрезков ткани и т.п.
Основой куклы служил деревянный чурбачок, к которому крепились волосы, лицо рисовалось углем, а одежда шилась из кусочков ткани.
Традиции изготовления соломенных фигурок имеет давнюю историю.
Раньше соломенные фигурки людей, птиц, животных выполняли роль символов, используемых в обрядах, наделялись магической функцией.
К сожалению, с отмиранием обрядов искусство изготовления соломенной игрушки стало постепенно забываться.
Начиная с 60-х гг. XX в. искусство изготовления соломенных фигурок претерпело «второе рождение».
В настоящее время оно активно возрождается и развивается.
Утратив магическую функцию, соломенная игрушка сегодня приобрела художественные качества и изготавливается как сувенирное изделие.
Кузнечное дело
Кузнечное дело - вид традиционного белорусского ремесла, известного со времен железного века, широко распространенного и высоко развитого в XI - Х111 вв.
Большинство мастеров Витебска, Гродно, Пинска, Минска, Могилева в XV11 -XV111 вв. работали в сфере монументального строительства: изготавливали ограды, балконы, лестничные перила, алтарные перегородки, кресты, флюгера.
Более 160 мастеров из Беларуси во второй половине XV11 в. работали в Московском государстве.
Художественный уровень изделий белорусских кузнецов наиболее выражен в украшениях архитектурных сооружений.
Нередко кузнечный декор создает целый ансамбль: замысловатые решетки, алтарные перегородки, оконные ставни, фигурные завесы, замки.
Конечно, художественные способности имел не каждый кузнец.
Но подлинные мастера кузнечного дела оставили незабываемые шедевры.
Например, нельзя не удивляться переплетению железного кружева на дверях костела в Слободке Браславского района, которые в начале XX в. выковал мастер Антон Петкун.
Самобытно и высокохудожественно творчество Ивана Нехая из села Ляды Червенского района, Василия Павлючика из Богдановки Пинской области и других.
Простейшие геометрические символы
• - точка, символ центра, источник жизни;
—горизонтальная линия обозначает движение «внутрь» (с запада на восток, из прошлого в будущее);
| - вертикальная линия символизирует движение сверху-вниз, иногда снизу-вверх;
L- кривая линия символизирует неискренность, в то время как прямая линия
- символ праведности и совершенного человека;
О - круг символизирует совершенство, единство, вечность, гармония;
- дуга, символ вместилища (чаша, готовая к наполнению); опрокинутая чаша символизирует нечто не способное удержать дух, нечто инертное или безжизненное;
А - символ поверхности;
■ - квадрат связан с числом 4, символизирующим порядок, истину, справедливость, мудрость, честь, землю, союз 4-х стихий;
+ - крест (греческий), концы равной длины, символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды;
Y - древо жизни;
5-тиконечная звезда - символика 5 чувств; мужского и женского начала, выраженных пятью точками, гармония, здоровье; #
6-тиконечная звезда - гексаграмма, союз противоположностей, равновесие взаимодополняющих сил;
Спираль - символ великой созидательной силы;
Колосья, снопы - плодородие земли, жизнь, возникающая из смерти;
Мандала - символ духовного, космического или, даже, психического стремления к духовному центру;
Фигура, изображающая змею, кусающую свой хвост - символ вечности, неделимости.
Обобщенные образы и абстрактные понятия называются символами.
Природа формирования символа состоит в том, чтобы отыскать предмет или образ, конкретный, который содержит в себе значение чего-либо другого, как правило, абстрактного или обобщенного, охватывающего разные качества этого предмета.
Знак- изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узко специфическое, значение. (Дорожные знаки, математические и т. п.)
Эмблематика- наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету.
В XVI-XVII веках к структуре эмблемы предъявляли жесткие требования: она должна состоять из трех частей - надпись; под ней рисунок; еще ниже подпись (текст, поясняющий рисунок, и его связь с надписью).
Символ - не сводится лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет он имеет множество, зачастую, противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Изучением символов занимается наука «симбология».
Виды символов
Звуковые символы- слово, звучащая нота, мантра.
Графические символы –
1. петроглиф - высеченные на скалах или камнях изображения;
2. петрограмма - рисунок или надпись на скале;
- пиктограмма - изображение, использование символа в ранних системах письма;
- иероглиф - фигурный знак, обозначающий целое понятие или слово, или звук речи;
- алфавит- совокупность букв.